ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Образовательные стандарты второго поколения несут с собой принципиально новые положения о целях, содержании; условиях реализации образовательных программ, об оценке результативности образовательного процесса, о методах, отражающих системно-деятельностный подход к преподаванию учебных дисциплин, об особенностях современного подхода к воспитанию и социализации младших школьников.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.
Перед учителем встает ряд задач, требующих нестандартного педагогического решения:
а) создать условия для обретения ориентиров в образовательном информационном поле (и не только в нем);
б) научить (и научиться) за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации;
в) организовать процесс обучения так, чтобы ребенок (и учитель как соучастник, сотворец педагогического действа) активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Нам видится решение этих задач в тонком и точном вживлении в ткань урока тщательно продуманной и выверенной (по законам построения современного мультимедийного урока) методики применения средств ИКТ. [1, с.6]
Сложность современного содержания образования составляют, с одной стороны, возрастные и психологические особенности, состояние здоровья сегодняшних младших школьников, а с другой - новые технологии обучения, которые настоятельно требуют подачи знаний в форме, понятной и увлекательной для малыша. Конечно, вы догадались, что речь идет об игровой форме освоения учебного материала, или так называемыхдидактических играх. Игра становится дидактической в том случае, если ее цель выходит за рамки самой себя (в обычной жизни ребенок играет ради самой игры) и требует теперь от ученика решения учебных задач и выполнения определенных действий.
В зависимости от основного содержания игровых действий, все игры, используемые в дидактических целях, можно разделить на следующие виды.
Развивающие игры помогут учащимся, с одной стороны, усвоить изучаемый материал, а с другой — снимут напряжение и усталость.
В игре для ребенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность.
Развивающие игры бывают следующих направлений:
- по снятию мышечного напряжения;
- упражнения на релаксацию;
- по обучению навыкам общения; по воспитанию правильного дыхания, развитию голоса, речи;
- по воспитанию определенных черт характера, волевых качеств;
- по развитию познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
- по развитию творческих способностей школьников.
Наиболее полезны с точки зрения комплексного обучения и воспитания младших школьников игры, упражнения и физкультминутки, в которые включены песни, стихи, элементы ритмики, музыки. Такие игры не только дисциплинируют ребенка, способствуют развитию координации движений, но и развивают воображение, концентрируют внимание на ярком, необычном игровом действии, повышая эмоциональный тонус школьника. Без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. [2, с.5]
Для младших школьников подбираются несложные по содержанию игры, соответствующие уровню их физического, умственного развития.
Это, несомненно, даст заметный эффект в развитии детей, а также, расширяя творческие возможности, улучшая эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения. [2, с.6]
Уважаемые коллеги! Научитесь играть со своими воспитанниками на уроках, на переменах, после уроков, в свободное время, в выходные дни… Играйте с ними каждый день! И тогда обучение в школе будет желанным и полезным для каждого школьника.
ЛИТЕРАТУРА
- Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.-М.: Планета, 2010 /
- Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) / В.И.Ковалько.- М.: Эксмо, 2007 /